«Since 1886» – так могло бы быть написано на журнале Cosmopolitan, ведь именно в этом году нью-йоркское издательство Schlicht & Field приняло решение о запуске этого издания. Этот журнал прошел путь от семейного издания до литературного сборника, от общественно-политического журнала до мирового лидера среди женских изданий.
читать дальшеНазвание журнала происходит от слова «космополит», что в переводе с греческого означает «гражданин мира». Полный смысл космополитизма - это осознание единства человеческого рода, благодаря чему интересы отдельных государств и народов подчиняются всеобщему благу человечества как единого целого.
Первый Cosmo был универсальным изданием для семейного чтения - с рецептами, выкройками, советами по уходу за детьми и специальным разделом для молодёжи, а с обложек тогда еще неглянцевого издания смотрели отнюдь не полуобнаженные красотки. Напротив, все было целомудренно и даже по тем временам скучновато. Но, тем не менее, Cosmopolitan быстро стал популярным – в течение года его тираж достиг 25 тысяч экземпляров.
В 1889 году журнал приобрел Джон Брисбен Уолкер, изменивший политику издания. Новый редактор ввел цветные иллюстрации, рецензии на литературные новинки. Cosmo стал журналом, в котором печаталась беллетристика: Энни Безант, Амброуз Бирс, Теодор Драйзер, Редьярд Киплинг, Джек Лондон и Эдит Вартон. Кроме того, Уолкер просит Олив Шрейнер, известную южно-африканскую писательницу, написать большую статью, посвященную англо-бурской войне, а также публикует в несколько этапов два романа Герберта Уэллса: «Войну миров» и «Первые люди на луне». За пять лет тираж издания поднялся с 16 до 400 тысяч экземпляров, а цена номера снизилась за счет рекламы.
В 1905 году журнал вновь меняет хозяина - им становится знаменитый издатель Уильям Рендольф Херст, назначивший редактором Чарльза Рассела, который привнес в издание ряд особенностей. Благодаря им в начале ХХ века Cosmo стал не просто литературным, а общественно-политическим журналом, сотрудники которого занимались разоблачениями политиков и журналистскими расследованиями. В этот период для журнала писали Альфред Хенри Льюис и Бернард Шоу. Диктовалось это тем, что сам Рассел входил в группу, борющуюся за гражданские права афро-американцев, и вместе с единомышленниками принадлежал Национальной Ассоциации за права Негритянского населения (NAACP).
Херст и Рассел
Изначально обложка журнала украшалась оригинальными зарисовками, небольшими миниатюрами с определенными сюжетами. Однако с началом ХХ века концепция издателей изменилась, и на лицевой стороне проспекта появился женский портрет, а точнее - женщины пленительной красоты. Связано это, прежде всего, с именем знаменитого иллюстратора Харрисона Фишера, которого называли художником «американской красоты». И не зря, ведь Фишер, успешный коммерческий иллюстратор, посвятил женщинам всю свою жизнь, он был прототипом сегодняшних гламурных фотографов. Cosmopolitan был рад заполучить знаменитого иллюстратора. Обложку каждого номера украшала прекрасная дама. Сотрудничество Фишера с журналом продолжалось до 1934 года, когда художник умер.
В 1930-х Cosmo достиг невиданного по тем временам тиража – 1 700 000 экземпляров. Считается, что в этот период на мнение политических обозревателей Cosmopolitan ориентировались все видные политики. Говорят, исключением не стал даже Адольф Гитлер. В период Второй Мировой Войны тираж политизированного Cosmo превышал 2 миллиона экземпляров.
С наступлением 1960-х годов оказалось, что журнал постепенно утратил свою привлекательность, читатели стали терять к нему интерес. Примерно в это же время Хелен Герли Браун, автор нашумевшей тогда книги «Секс и одинокая женщина», предложила компании Херста преобразовать издание в журнал для молодых, целеустремленных женщин. В 1965 году Браун стала главным редактором журнала Comopolitan и вошла в историю издательского бизнеса. Хелен открыто стала обсуждать проблемы сексуальной жизни, сделала журнал более демократичным, начала разговаривать с женщинами как «лучшая подружка», отрицая пуританство и ханжество. Поменялась и обложка: теперь их украшали молодые женщины, чаще всего модели, одетые в бикини или открытые платья.
Хелен становится родоначальницей настоящей сексуальной революции издания. Однако, несмотря на явную актуальность, многие считают содержание журнала чересчур откровенным, в связи с чем в первые годы под началом Браун Cosmopolitan нередко подвергается жесточайшей критике. Так, например, в апреле 1972 года на страницах Cosmo появляются фотографии обнаженного актера Берта Рейнольдса, вызвавшие множество противоречивых дискуссий. Кстати, после выхода этого номера, Берт проснулся знаменитостью.
В апреле 1978 года пробным тиражом выпускается версия Cosmo для мужчин. На обложке первого номера появляются Джек Николсон и Аврора Клеман. Однако мужской номер Cosmopolitan не приживается и издается всего дважды: в 1989 году в качестве дополнения к основному журналу. А после того, как компания Hearst Corporation приобретает журнал Esquire, она вообще отказывается развивать проект Cosmopolitan Man. Хелен Герли Браун покинула пост главного редактора Cosmo в 1997 году. Легендарная журналистка и писательница скончалась в августе 2012 года.
Начиная с 90-х годов ХХ века успешный американский ежемесячник начал расширять зону покрытия на Восток. Его стали печатать во многих странах мира, и Cosmo стал международным журналом. В начале и середине 90-ых на его обложках появляются модели, которые в результате стали легендами: Линда Евангелиста, Клаудиа Шифер, Синди Кроуфорд, Летиция Каста и Кейт Мосс. В Россию журнал пришел в 1994 году, став первым женским глянцевым журналом. Сегодня Cosmopolitan имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется более чем в ста странах мира.